Фрагмент для ознакомления
2
Идеологические основы скандинавизма, глубоко укоренившиеся в интеллектуальной и культурной синергии, возникшей в Дании, Норвегии и Швеции в XIX веке, представляют собой сложный сплав романтизма и растущего национального самосознания; этот синтез стал катализатором уникального общественно-политического движения, направленного на единство региона. В ранних формулировках скандинавизма, как отмечает М. Йенсен, движение стремилось ограничить преобладающие коррупционные практики путем создания веберианской бюрократии, тем самым способствуя созданию более прозрачной и эффективной модели управления во всех скандинавских государствах [Jensen, 2018, p. 100].
Дополнительную интеллектуальную энергию придали философские и литературные труды, определившие скандинавский романтизм, который А. Эллинес называет важнейшим фактором распространения идеалов социального мира и интернационализма, особенно на встречах в Женеве и Понтиньи, ставших форумами для скандинавских мыслителей, где они отстаивали и расширяли свои транснациональные идеалы [Hellenes, 2020, p. 50]. Этот культурный расцвет сопровождался значительным политическим измерением; Ф. Миккельсен и С. Нюзелл обсуждают, как демократические идеалы одновременно пронизывали эти страны, способствуя формированию общей политической культуры, которая выходила за пределы отдельных национальных границ и была направлена на коллективное управление, способное использовать их географическую и культурную близость [Mikkelsen & Nyzell, 2018, p. 440].
Совпадение этих интеллектуальных и культурных корней с политическими целями не было случайным, а стало результатом целенаправленных диалогов и обменов, как отмечает Р. Кырпычник, который подчеркивает важность сотрудничества в политической культуре скандинавских стран в этот период; такое сотрудничество рассматривалось не только как стратегический альянс, но и как воплощение общих ценностей и взаимного уважения [Kyrpychnyk, 2022, p. 270].
Однако идеологические основы скандинавизма не были лишены противоречий и вызовов, как показывает анализ военных трансформаций Л. Садовой; шведско-норвежские конфликты на рубеже XX века, н-р., подчеркнули противоречия между единой скандинавской идентичностью и реальностью национальных интересов, которые часто значительно расходились, особенно в вопросах обороны и внешней политики [Sadova, 2023, p. 45]. Эти внутренние противоречия в сочетании с идеологическими устремлениями движения иллюстрируют сложность реализации панскандинавской идентичности, которая могла бы согласованно решать и интегрировать разнообразные политические, культурные и экономические задачи каждой нации.
Суммируя вышесказанное, можно сказать, что идеологические основы скандинавизма были построены на фундаменте культурного возрождения, интеллектуального обмена и политических устремлений; они были встроены в структуру скандинавского общества XIX века, стремясь выйти за пределы национальных границ и создать единый региональный блок. Однако долговременное влияние и практическая реализация этих идеалов постоянно подвергались испытаниям геополитическими реалиями и внутренними противоречиями между скандинавскими странами. Данное исследование, изучая эти идеологические основы, стремится осветить первоначальные устремления скандинавизма и прагматические проблемы, с которыми он столкнулся, внося значительный вклад в историографию усилий по региональной интеграции в Европе.
Влияние романтизма на скандинавское движение – глубокое, повсеместное – было не просто эстетической индульгенцией, а скорее динамической силой, которая гальванизировала идеологические структуры скандинавизма; действительно, акцент романтизма на эмоциях и индивидуализме был адаптирован для развития коллективной скандинавской идентичности, переплетая эмоциональное с политическим в уникальном синтезе, который стремился противостоять рационалистическим императивам мысли Просвещения, распространенной в предыдущие века. Романтические идеалы, прославляющие фольклор, историю и природные ландшафты региона (каждый из которых имеет глубокое культурное значение), не только нашли отражение в искусстве и литературе, но и сыграли важную роль в формировании политической риторики, выступающей за единство на основе общего наследия и взаимных ценностей – резкий контраст с индивидуалистическим этосом романтизма, но свидетельство его адаптивной природы.
Через литературу, искусство и общественный дискурс романтизм наполнил скандинавизм богатым лексиконом символов и нарративов, в которых выражалось общее прошлое и общая судьба; эти нарративы, по мнению ученых, послужили культурным цементом, скрепившим скандинавские страны в условиях нарастания сил национализма. Перенос романтических мотивов в политический дискурс – через публичные речи, поэзию и манифесты – эффективно трансформировал абстрактные культурные родственные связи в конкретные политические программы, тем самым направляя коллективное сознание в сторону панскандинавской идентичности.
Романтическое влияние вышло за рамки простого культурного национализма; оно привело к переоценке социально-политических рамок, в которых функционировали скандинавские страны. Идеализация гармоничного, единого скандинавского региона была сопоставлена с прагматичными политическими реалиями XIX века, что способствовало диалогическому взаимодействию между идеализмом и реализмом в политической сфере. Это диалоговое взаимодействие имело решающее значение: оно позволяло выработать гибкую, адаптивную политическую стратегию, которая могла охватить как утопические устремления движения, так и практические потребности государственного управления.
Философские основы романтизма, подчеркивающие органическую, взаимосвязанную природу общества, также усиливали социально-политические постулаты скандинавизма, выступая за модель общества, которая отражала бы взаимосвязь, наблюдаемую в природе, предлагая форму политической организации, которая была вдохновлена не только культурными и историческими связями, но и романтизированным взглядом на природу как на единую, саморегулирующуюся экосистему. Эта экологическая метафора, примененная к политическому союзу скандинавских стран, подчеркивала потенциал гармоничных межгосударственных отношений, которые могли бы функционировать как единое органическое целое, уважая при этом автономию своих составных частей.
Наконец, влияние романтизма на скандинавское движение было многогранным и глубоким, оно затронуло не только культурную и интеллектуальную сферы, но и создало прочную основу для политической и социальной интеграции. Соединив эмоциональные, культурные и политические нити в связное повествование о единстве и общей цели, романтизм сыграл незаменимую роль в формировании идеологических и практических контуров скандинавизма, оставив неизгладимый след на исторической траектории Скандинавского полуострова.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Andersen, S. How the Great War Formed Scandinavian Central Banking. , 2016, pp. 95-117. https://doi.org/10.1007/978-3-319-39750-4_7.
2. Andersson, J., & Westman, F. Two Lessons in Company Law for Europe – The Scandinavian Experience of Harmonisation. Nordic & European Company Law Working Paper Series, 2012. https://doi.org/10.2139/ssrn.2151214.
3. Bengtsson, E. The Swedish Sonderweg in Question: Democratization and Inequality in Comparative Perspective, c.1750–1920*. Past & Present, 2019. https://doi.org/10.1093/PASTJ/GTZ010.
4. Berg, R. Denmark, Norway and Sweden in 1814: a geopolitical and contemporary perspective. Scandinavian Journal of History, 39, 2014, pp. 265-286. https://doi.org/10.1080/03468755.2013.876929.
5. Bergmann, E. Sweden: Far Right Sentiments Simmering Underneath the Model Democratic Welfare Society. , 2017, pp. 159-183. https://doi.org/10.1057/978-1-137-56703-1_6.
6. Black, J. Flattering Alliances. Scandinavia, diplomacy and the Austrian-French balance of power, 1648–1740. Scandinavian Journal of History, 39, 2014, pp. 398-398. https://doi.org/10.1080/03468755.2014.913957.
7. Collett, J. The Christiana University’s 50 Years Celebration in 1861. National Pride and Scandinavian Solidarity. , 2011. https://doi.org/10.1163/9789004218307_005.
8. Galal, L., Liebmann, L., & Nordin, M. Routes and relations in Scandinavian interfaith forums: Governance of religious diversity by states and majority churches. Social Compass, 65, 2018, pp. 329-345. https://doi.org/10.1177/0037768618787239.
9. Ghenghea, M. About Pan-Scandinavianism. Reference points in the 19th century (1815-1864). The Romanian Journal for Baltic and Nordic Studies, 2014. https://doi.org/10.53604/rjbns.v16i2_10.
10. Gustafsson, H. Sverige som partner 1309-1905 : ett perspektiv. Historisk Tidsskrift, 136, 2016.
11. Hagen, E., & Andersen, B. Twenty Years of Territorial Cooperation in Inner Scandinavia. , 2018, pp. 49-68. https://doi.org/10.1007/978-3-319-74887-0_4.
12. Hellenes, A. Pilgrims and Missionaries of Social Peace: Geneva and Pontigny as Sites of Scandinavian Internationalism in Late Interwar Europe. Nordic Journal of Educational History, 2020. https://doi.org/10.36368/njedh.v7i2.199.
13. Imsen, G., Blossing, U., & Moos, L. Reshaping the Nordic education model in an era of efficiency. Changes in the comprehensive school project in Denmark, Norway, and Sweden since the millennium. Scandinavian Journal of Educational Research, 61, 2017, pp. 568-583. https://doi.org/10.1080/00313831.2016.1172502.
14. Jensen, M. The Building of the Scandinavian States: Establishing Weberian Bureaucracy and Curbing Corruption from the Mid-Seventeenth to the End of the Nineteenth Century. Comparative Social Research, 2018. https://doi.org/10.1108/S0195-631020180000033013.
15. Jonas, M. Scandinavia and the Great Powers in the First World War. , 2019. https://doi.org/10.5040/9781350046382.
16. Karelin, V. Russian-Norwegian Trade and Economic Relations: Grain Trade in the Pre-War Period (1905—1914). ISTORIYA, 2023. https://doi.org/10.18254/s207987840027820-1.
17. Korunova, E. Neutrality or Involvement? World War II and Evolution of Foreign Policy Concepts of the Nordic Countries. , 12, 2020, pp. 222-256. https://doi.org/10.48015/2076-7404-2020-12-3-222-256.
18. Kyrpychnyk, R. THE FACTOR OF COOPERATION IN THE POLITICAL CULTURE OF THE SCANDINAVIAN COUNTRIES. National Technical University of Ukraine Journal. Political science. Sociology. Law, 2022. https://doi.org/10.20535/2308-5053.2022.3(55).269548.
19. Love, G. The British Conservative Party, the Scandinavian Conservative Parties, and Inter-Party Cooperation in Europe, 1949-78. Contemporary British History, 37, 2023, pp. 398-431. https://doi.org/10.1080/13619462.2023.2226061.
20. Matsevitch, A. The Development of National Self-Identification in Scandinavian Culture and Literature. , 1, 2016, pp. 171-191. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2016-1-1-2-171-191.
21. Mikkelsen, F., & Nyzell, S. A Comparative Perspective on Popular Struggle and Democracy in Scandinavia. , 2018, pp. 435-457. https://doi.org/10.1057/978-1-137-57855-6_14.
22. Olwig, K. ‘Integration’: Migrants and Refugees between Scandinavian Welfare Societies and Family Relations. Journal of Ethnic and Migration Studies, 37, 2011, pp. 179-196. https://doi.org/10.1080/1369183X.2010.521327.
23. Osterud, G. The historical roots of differing rural gender orders in Norway and Sweden. Scandinavian Journal of History, 39, 2014, pp. 664-688. https://doi.org/10.1080/03468755.2014.955053.
24. Rogers, E. A ‘Small Free Trade Oasis’?: agriculture, tariff policy, and the Danish example in Great Britain and Ireland, c. 1885–1911. Scandinavian Journal of History, 38, 2013, pp. 42-64. https://doi.org/10.1080/03468755.2012.741532.
25. Sadova, L. Military Transformations in Sweden and Norway During the Swedish-Norwegian Conflict on the Turn of the 19th — 20th Centuries (According to the Russian Diplomatic Correspondence). ISTORIYA, 2023. https://doi.org/10.18254/s207987840027710-0.
26. Sanandaji, N. Scandinavian Unexceptionalism: Culture, Markets and the Failure of Third-Way Socialism. ERN: Government Expenditures & Welfare Programs (Topic), 2015. https://doi.org/10.2139/ssrn.3895124.
27. Schaffer, J. The Reluctant Activists: The Scandinavian States and International Human Rights. Social Science Research Network, 2018. https://doi.org/10.2139/SSRN.3071635.
28. Schmidt, R. Denmark, Scandinavia and the International Confederation of Free Trade Unions in the early Cold War. Scandinavian Journal of History, 41, 2016, pp. 231-253. https://doi.org/10.1080/03468755.2016.1155852.
29. Strating, S. Unraveling the Scandinavian exception: A cross-sectional study into the influence of effective integration policy and type of welfare state regime on support for right-wing populist parties across eight Western European countries. , 2022. https://doi.org/10.31219/osf.io/azwty.
30. Wiborg, S. Neo-liberalism and universal state education: the cases of Denmark, Norway and Sweden 1980–2011. Comparative Education, 49, 2013, pp. 407-423. https://doi.org/10.1080/03050068.2012.700436.